Як-40 – первый реактивный пассажирский самолет
Самолёты гражданской авиации – это не только современные авиалайнеры, везущие людей на тысячекилометровые расстояния. Подсчитано, что свыше 40% пассажиров перевозятся на местных авиалиниях протяженностью в несколько сотен километров. Для этих целей разработан и много лет успешно эксплуатируется Як-40 – первый не только в России, но и во всем мире реактивный самолет для местных воздушных линий.
Первым среди российских самолетов Як-40 получил сертификат лётной годности для работы в воздушном пространстве развитых капиталистических стран. Уже в процессе проектирования был предусмотрен значительный запас прочности, что позволило взлететь и садиться на грунтовые аэродромы.
На начальной стадии самолет имел взлетную массу 14,7 т и был рассчитан на перевозку 27 пассажиров. С наличием топливного резерва мог пролететь 710 км. Со временем улучшенный вариант уже имел эти показатели, соответственно, 16,1 и 32. Увеличилась и дальность полета. Прямое крыло и кормовая установка трех двигателей (средний оборудован реверсным устройством) – это используемая схема данного самолета.
Большая популярность Як-40 объясняется тем, что простотой управления, имеющей направленность на обслуживающий и летный состав средней квалификации. Эксплуатационная безопасность и высокая надежность – его положительное отличие от подобных машин. Отказ любого из двигателей для него – не помеха, В полет выводит даже один работающий. Облегчением работы экипажа на аэродромах, не подготовленных для взлета реактивных самолетов, является откидной пассажирский трап, пусковое устройство автономного типа и легкое управление при рулежке. Низкий уровень шума и меньшая вибрация достигнуты за счет расположения силовой установки в хвосте фюзеляжа.
Что же это за чудо – Як-40? Самолет рассчитан на эксплуатацию на местных авиалиниях, имеющих протяженность до полторы тысячи километров. Истинная крейсерская скорость – 510 км/ч. Многощелевые предкрылки и закрылки на нем не нужны, поскольку самолет имеет большую площадь крыла (70 кв. м). Высоких взлетно-посадочных характеристик удалось достичь рациональным сочетанием крыла большой площади и трех реактивных двигателей АИ-25 (кстати, каждый дает тягу в 1,5 т).
Як-40 – это всего лишь 400-метровый посадочный пробег машины. Мягкая амортизация и колеса большого диаметра, которыми оснащено шасси, делает меньшим давление на взлетное поле, что особенно важно при взлетах и посадках на неподготовленных аэродромах.
Конструкторы позаботились и о кабине экипажа, рассчитанной на командира и второго пилота. Но в случаях экстренной необходимости можно установить еще одно сиденье. Стекла оборудованы электрическим обогревом, а хороший обзор для обоих пилотов – фонарями. Современное радиоэлектронное оборудование для навигации и пилотажа делает возможным полет в дневное и ночное время суток, в разных метеоусловиях.
В состав пилотажно-навигационного оборудования входят: автопилот АП-40 и курсовая система ГМК-1Г, авиагоризонт АГБ-3К и компасы: магнитный КИ-13 и два авторадиокомпаса АРК-9, курсоглиссадная посадочная система СП-50, а также радиовысотомер РВ-3М для измерения малых высот. Радиосвязь осуществляется посредством командных радиостанций. Противообледенение отступает перед специальной воздушно-тепловой системой. При помощи радиометеолокатора экипаж заблаговременно узнает о грозовых фронтах на летном пути. 30 тысяч часов может налетать самолет Як-40 и прослужить четверть столетия.
В 1967 году был выпущен первый Як-40, а в 1981-м было принято решение о прекращении его выпуска. Время подтвердило ошибочность такого решения. Заменив старый двигатель экономичным, продолжают выпускать самолет и сейчас. Он летает в воздушном пространстве России и десятков стран, расположенных на разных континентах.